Регистрация СМИ

Правовое положение организации деятельности средств массовой информации закреплено в ФЗ № 2124-1 "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 г.

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, то есть информации предназначенной для неограниченного круга лиц.

Для регистрации печатных изданий необходимо определится с такими характеристиками, как:

  • тираж издания
  • объем издания (в листах или страницах)
  • формат издания (A3,A4)
  • наименованием
  • тиражом
  • информационной направленностью, тематикой
  • объемом рекламы
  • кандидатурами учредителей
  • формой периодического издания
  • языком периодического издания
  • предполагаемой периодичностью выпуска и максимальным объемом СМИ
  • предполагаемой территорией распространения
  • источниками финансирования СМИ

От регистрации освобождены следующие коммерческие СМИ:

  • периодические печатные издания (журналы, газеты) тиражом меньше одной тысячи экземпляров;
  • радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным территорией учебного заведения или промышленного предприятия или имеющим не более 10 абонентов;
  • аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Устав СМИ - устав редакции СМИ.

Законодательство о СМИ устанавливает обязанность каждого средства массовой информации иметь устав редакции. Если устава редакции нет, свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным.

Создание устава редакции.

Создание устава редакции СМИ - непростой процесс. В уставе редакции определяются:

  • права и обязанности учредителя;
  • права и обязанности редакции;
  • права и обязанности главного редактора;
  • права журналистов;
  • порядок назначения органов управления редакции;
  • порядок работы органов управления редакции;
  • аспекты локальных нормативных документов редакции и средства массовой информации;
  • другие важные аспекты деятельности средства массовой информации.

Устав редакции СМИ может быть одновременно уставом предприятия. Однако в этом случае он должен соответствовать требованиям как законодательства о СМИ, так и законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Срок регистрации СМИ.

Подготовка, согласование, подписание документов нового СМИ обычно занимает 3-5 рабочих дней, срок регистрации - от 1 месяца (чаще всего подписанное свидетельство о регистрации СМИ выходит через 1,5 месяца после даты подачу документов на регистрацию издания).

Стоимость юридических услуг по регистрации СМИ:

Регистрация СМИ (журнала, газеты, сайта и прочее) - 12 000 руб.

Дополнительные расходы, связанные с регистрацией СМИ:

Госпошлина за регистрацию:

  1. При регистрации средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:
    • периодического печатного издания - 4 000 руб.;
    • информационного агентства - 4 800 руб.;
    • радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иного средства массовой информации - 6 000 руб.
  2. За государственную регистрацию СМИ, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, территории муниципального образования (заявление подается в территориальные органы Федеральной Службы) уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:
    • периодического печатного издания - 2 000 руб.;
    • информационного агентства -2 400 руб.;
    • радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иных средств массовой информации - 3 000 руб.
  3. За выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации СМИ уплачивается
    200 руб.
  4. За внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации СМИ, не предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации <О средствах массовой информации>, уплачивается 200 руб.
    При этом государственная пошлина
    • при регистрации СМИ рекламного характера (независимо от того - газета это или журнал, или иное СМИ) размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;
    • при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;
    • при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз.


Список документов, необходимых для регистрации средств массовой информации

  1. От учредителя (соучредителя) средства массовой информации - юридического лица требуются следующие документы:
    • Устав (не путать с Уставом СМИ! для регистрации Устав СМИ не понадобится) - нотариально заверенная копия.
    • Учредительный договор - нотариально заверенная копия
    • Протокол либо Решение о создании - копия, заверенная руководителем с приложением печати общества
    • Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - нотариально заверенная копия (дата выдачи Выписки должна быть не более 1 месяца).
    • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство о регистрации юридического лица) - нотариально заверенная копия.
    • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе для учредителя - нотариально заверенная копия.
  2. От учредителя (соучредителя) средства массовой информации - физического лица:
    • Нотариально заверенная копия паспорта учредителя.
  3. Прочие документы (по мере необходимости)
    • Документ, подтверждающий право на товарный знак (если имеется).
    • Оригинал-макет предполагаемого издания - для средств массовой информации эротического характера.
    • В случае подачи заявления иностранным юридическим лицом представляются документы учредителя (апостиль) и документы представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации (нотариально заверенные копии).


Для составления Заявления на регистрацию СМИ нам понадобится следующая информация: название СМИ; форма периодического распространения (периодическое печатное издание (журнал, газета), телепрограмма и т.д.); адрес редакции, телефон; язык (-и); примерная тематика и(или) специализация; предполагаемая периодичность выпуска и максимальный объем СМИ; предполагаемая территория распространения; источники финансирования; осуществлялась ли ранее регистрация данного СМИ; сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является Учредителем, собственником, редакцией, издателем или распространителем, реквизиты учредителя-юридического лица.

Подготовить все необходимые документы для регистрации СМИ, а также провести его государственную регистрацию Вам помогут специалисты нашей компании.

Москва, ул.Сущевский вал, д.5 стр. 2, офис 204
Телефон: 8 (495) 726-97-01
Rambler's Top100